Президент Российской Федерации Д.А.Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении наместника монастыря игумена Феофилакта осматривают территорию и храмы монастыря (23 июля 2008 г.).

Заседание Попечительского совета Фонда.
20 октября 2008г.

Заседание Попечительского совета Фонда 17 ноября 2009 г.

Спецпредставитель Президента Российской Федерации  по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председатель Совета директоров ПАО «Газпром», Председатель Совета Фонда В.А.Зубков

 

Красные врата – редчайшее произведение резьбы по дереву середины XVII века.

Это последнее сохранившееся до наших дней произведение мастеров из западной Белоруссии. Красные врата не имеют близких аналогов ни в русской, ни в белорусской художественных традиций, но характерны для Нового Иерусалима.

Исследование Красных врат Воскресенского собора стало возможно в связи с полномасштабными консервационно-реставрационными работами в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

Решение законсервировать врата как музейный экспонат, и при этом воссоздать их точную копию для размещения на историческом месте в Воскресенском соборе было принято 17 июня 2013 года на заседании Экспертного совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Основной целью работ было признано укрепление деревянного основания и красочных слоев памятника для предотвращения их разрушения и осыпания, а также тонирование и покрытие его защитным слоем для придания экспозиционного вида.

Орнаментальная резьба Красных врат относится ко времени пребывания в монастыре Патриарха Никона. Вероятно, это работа белорусских мастеров, из которых нам известны резчики по дереву Клим Михайлов из Шклова и Герасим Окулов из Дубровны, трудившиеся в Новом Иерусалиме с 1658 года.

Многие изобразительные мотивы резьбы Красных врат близки узорочью монастырских изразцов и колоколов. К особенностям орнамента Красных врат относятся образуемые концами завитков-стеблей причудливые изображения человеческих лиц-маскаронов. Они органично существуют внутри стилизованных растительных форм и символизируют нерасторжимое единство мира, сотворенного Богом.

По композиции Красные врата близки Царским вратам иконостаса. Конструктивно они соответствуют своему функциональному назначению и состоят из двух дубовых створок, верхняя и нижняя части которых открываются внутрь.

В навершии врат изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Композиции и тексты на створках посвящены событиям земной жизни Спасителя и апостолов, произошедшим в ветхозаветном Иерусалимском храме.

Начиная свое общественное служение, Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи и прежде всего изгнал торгующих из храма, сказав им: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16). После изгнания торговцев, Спаситель каждый день учил в храме народ и благовествовал. Здесь Он рассказал апостолам притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14), наставляя их и нас в том, что не всякая молитва угодна Богу, а лишь совершенная в смирении и сокрушении сердца. Изображения на эти сюжеты помещены на правой створке врат.

Живописные композиции и тексты на левой створке повествуют о пагубе неверия и спасительности веры. Вверху изображен Христос, покидающий храм в тот момент, когда иудеи по своему неверию собираются побить Его камнями (Ин. 8. 59). Внизу показаны святые апостолы Петр и Иоанн, исцеляющие хромого человека у Красных врат Иерусалимского храма (Деян. 3, 2–8). Знание композиций росписи филенок открыло реставраторам возможность перейти к практическим работам.

Результаты историко-архивных исследований необходимо было дополнить сведениями о наличии сохранившихся красочных слоев, скрытых под стойкими загрязнениями и темно-красным меловым грунтом. Для поиска сохранившейся росписи художниками-реставраторами были выполнены точечные (1x1 см) раскрытия в местах, где изображения слабо просматривались, а также там, где первоначальная роспись была полностью скрыта толстыми слоями загрязнений и левкаса. Найденные красочные слои были раскрыты путем расширенных удалений наслоений до небольших фрагментов икон.

На первом этапе работ художники-реставраторы под руководством ведущего специалиста ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим» Зеленской Г.М. ознакомились с сохранившимися архивными фотоматериалами 1930-х годов и письменными источниками по истории создания и бытования Красных врат. В результате изучения описей, документов и научно-исследовательских работ искусствоведов сложилось понимание композиции и иконографии росписи, а также стиля этого уникального объекта.

Следующий этап изучения Красных врат заключался в лабораторных исследованиях срезов красочных слоев, пигментов, связующих и золочения, по результатам которых можно достаточно точно судить о том, как выглядели врата в XVII и XVIII веках. На увеличенных изображениях срезов красочных слоев хорошо прочитываются разновременные наслоения, их характер и цвет.

Лабораторные исследования состава пигментов и связующих в 24 микропробах, взятых с различных участков росписи и золочения, дали следующие результаты: основа врат и резьба – это древесина дуба; композиции филенок  XVII века были выполнены в технике масляной живописи по дереву, покрытому слоем олифы; самый ранний, синий, фон гладких частей врат выполнен в XVIII веке, так как в его составе обнаружены свинцовые белила и берлинская лазурь; золоченая резьба на мордане выполнена также в XVIII веке – ранее эта техника в России не была известна.

В результате всех исследований выяснилось, что Красные врата в XVII веке имели чистую деревянную поверхность, покрытую олифой, а также филенки с живописными композициями.

После проведенных консервационных мероприятий Красные врата как уникальный музейный экспонат и святыня находятся в экспозиции музея монастыря. В Воскресенском соборе установлена их точная копия.

 

Вид после реставрации

 

 

 

 

Вид до консервационных работ

 

 

 

 

Вид до консервационных работ

 

 

 

 

Процесс расчистки от загрязнений

 

 

 

 

Противоаварийное закрепление живописи