23 ноября 2021 года
23 ноября 2021 года состоялась Международная научная конференция «Ново-Иерусалимские чтения». Конференция проходила в формате онлайн на платформе Zoom. Организаторами конференции выступили Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, Институт археологии Российской академии наук, Российский государственный гуманитарный университет. Решение о проведении «Ново-Иерусалимских чтений» было принято 3 июня 2019 года во время открытия в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мемориальных залов церковного музея, посвященных личности и созидательной роли Патриарха Никона. Нынешняя конференция стала второй встречей в Ново-Иерусалимском монастыре. В приветственном слове Наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Архимандрит Феофилакт (Безукладников) и Исполнительный директор Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Селютина Екатерина Евгеньевна отметили важность встречи, в организации которой принимают участие представители государственных структур, Русской Православной церкви, академической науки и высшей школы. Особо было отмечено участие в конференции зарубежных ученых из Иерусалима, Литвы, Беларуси, Швеции. Объединение этих усилий, опирающихся на глубокие исторические корни, служит делу сохранения исторической и культурной памяти общества и духовного воспитания и образования. Член-корреспондент РАН, заведующий отделом «Археология Московской Руси» Института археологии РАН Беляев Леонид Андреевич в приветственном слове отметил высокую значимость трудов ученых церковнослужителей XIX века для формирования отечественной историографии и важность сотрудничества светских и церковных ученых в развитии гуманитарных дисциплин и культуры в современной России. В приветственном слове декана ФИИ Российского государственного гуманитарного университета, доктора филологических наук Колотаева Владимира Алексеевича прозвучала оценка того значения, которое Российский государственный гуманитарный университет придает сотрудничеству с Ново-Иерусалимским монастырем, осуществляющим в настоящее время огромную просветительскую работу, в том числе и с молодежью. Открывший утреннее заседание игумен Никон (Д.С. Головко) (Иерусалим, Русская духовная миссия Московского Патриархата) представил в докладе современное состояние изученности Гроба Господня и Кувуклии. Галина Владимировна Киреева (Минск, Государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси») представила обзор московских изданий XVI – первой четверти XVII вв. в фонде Национальной библиотеки Беларуси. Елена Иосифовна Титовец (Минск, Центральная научная библиотека НАН Беларуси) раскрыла сюжеты, связанные с историей бытования экземпляров московских кириллических изданий 1626–1644 гг. из фондов Центральной научной библиотеки НАН Беларуси. Витаутас Петрушонис (Вильнюс, Вильнюсский Технический Университет Гедимина) познакомил слушателей с этической составляющей ритуального подтекста архитектурного объекта. Ольга Александровна Забалуева (Линчёпинг, Швеция, Линчёпингский университет) в своем докладе сопоставила труды Павла Флоренского и Николая Федорова в контексте современной музеологической мысли. Хранитель фонда «Ткани» Надежда Анатольевна Астафьева (Московский государственный объединенный музей-заповедник) в докладе представила атрибуцию саккоса и посоха митрополита Платона (Левшина) из собрания МГОМЗ. Иерей Иоанн Кудласевич (аспирантура Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, магистр богословия) посвятил доклад материалам переписки архимандрита Леонида (Кавелина) с афонскими старцами, раскрывшей обстоятельства кризис греко-русских отношений в 70-х гг. XIX в. На вечернем заседании были представлены выступления по направлениям, связанными с деятельностью Патриарха Никона и уникальной историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, его строительством, реставрацией и восстановлением. Кирилл Валериевич Акинин (Москва) в своем докладе проанализировал Скит патриарха Никона как наглядный источник по строительной истории Воскресенского собора. Лариса Михайловна Черненилова (Истра Московской области, ГБУК МО «Музей Новый Иерусалим») обратилась к результатам атрибуции музейных предметов из собрания ГИХМ «Новый Иерусалим», выявив в на основе Описи 1875 г. Музея Святейшего Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре, составленной архимандритом Леонидом (Кавелиным), предметы из созданного в XIX в. монастырского музея. Светлана Климентьевна Севастьянова (Новосибирск, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) познакомила участников конференции с книгами Патриарха Никона, описанными в Главной Описи Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 1875 г. Марта Александровна Полякова (Москва, Российский государственный гуманитарный университет) на примере истории Ново-Иерусалимского монастыря рассмотрела роль русского духовенства в сохранении культурного наследия в XIX – начале XX века. Светлана Измайловна Баранова (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) проследила хронику создания экспозиции музейного церковного комплекса «Музей Патриарха Никона. Центр по изучению духовной культуры Московского государства XVII – первой половины XVIII вв.» в Ново-Иерусалимском монастыре и ее воплощение в 2015-2021 гг. Леонид Андреевич Беляев (Москва, Институт археологии РАН) представил в обобщенной форме достижения археологической экспедиции в изучении монастыря, указав, что в 2009-2017 гг. археология Нового Иерусалима позволила ввести древности в состав его наследия, а также указал на необходимость продолжить научную работу и наладить подготовку новых конференций и их сборников. В заключение участники конференции отметили, что настоящая встреча вновь подчеркнула роль Ново-Иерусалимского монастыря как духовно-образовательного, научно-просветительского и паломнического центра, а также как уникального объекта духовного и культурного наследия народов России, памятника истории и культуры, имеющего непреходящую ценность для всей православной христианской традиции и мировой культуры в целом.